|
Джозеф Глэнвил, английский философ и священник, изучал странные события 1662—1663
гг. в Тидуорте и даже сам был свидетелем некоторых из них. Своим тщательным
исследованием он заложил основы науки о паранормальных явлениях.
Рассказ о тидуортском барабанщике занимает центральное место в его книге
«Ведьмы и колдовство». Книгу перепечатывали по крайней мере семь раз. Каждая
глава посвящена критике одного из аргументов скептиков, отрицающих существование
колдунов, призраков и других духов. Глэнвил пишет: «В современном [научном]
мире к подобным историям относятся со смехом и издевкой, считают их бабушкиными
сказками, на которые не стоит тратить время». Во второй части книги подробно
описывается более 20 конкретных случаев.
Для своего века Глэнвил был анахронизмом. Он твердо верил в возможность доказать
существование Бога и духов путем изучения материального мира в отличие от Рене
Декарта, который выводил Бога и духов за пределы этого мира. В работе «5серsis
5сiепtifica», опубликованной в 1665 г., Глэнвил выступал в поддержку экспериментальной
науки и свободы мысли. Он посвятил эту книгу Королевскому научному обществу,
членом которого он стал в 1664 г.
Скрупулезное исследование Глэнвила получило уважительную оценку ирландского
ученого Роберта Бойля. В 1667 г. он отметил, что даже если 19 из 20 историй
о колдовстве и магии окажутся выдумками, то и один случай, «будучи полностью
доказанным и должным образом проверенным», станет свидетельством, ослабляющим
доводы атеистов.
|