|
Индейцы сиу из племени дакота исполняют обряд, похожий на ритуал «трясущихся
палаток» канадских алгонкинов. Ритуал «ювипи» используется для исцеления больных
и поисков вещей. Слово «ювипи» обозначает маленький узелок с табаком, привязанный
к веревке, которой опоясывают страдальца.
Шаман поднимается на вершину холма, где молится, прося Вакатана — мистическую
животворную силу — послать духов, чтобы исцелить больных. Перед совершением
ритуала колдун очищается в парильне — покрытом шкурами и одеялами шалаше из
стволов молодых деревьев.
Шаман начинает обряд с молитв, обращенных к главным ипостасям Вакатана —
Грому, Солнцу, Луне, Утренней Звезде, Орлу, Бизону, Скалам, Зверям и Лесу, протягивая
каждому курящуюся священную трубку. Помощники набрасывают на него покрывало,
которое затем стягивают веревкой, и усаживают посреди вигвама, рядом с приготовленными
для духов приношениями. Вход занавешивается, бьют барабаны, и присутствующие
поют заклинания. Подают голос шаманские погремушки, в полутьме вспыхивают искры.
Барабаны умолкают, а шаман вступает в беседу с духами. Духи угощаются мясом
из кипящего котла, а музыканты поют пиршественные песни. Пока больной стоит
лицом к стене, погремушки носятся вокруг.
Ритуал заканчивается тем, что погремушки и искры пускаются в пляс, подбирая
разложенный на полу табак. Когда все стихает, шаман просит дать свет, и все
видят, что он уже не связан, а сложенное покрывало лежит рядом с ним. Узелки
с табаком и погремушки разбросаны, а земляной алтарь в беспорядке — все это
якобы сделали духи. Исцеленный берет себе веревку с привязанными к ней узелками
табака на память о том, что ему помогли духи. В заключение устраивается общий
пир.
|