|
Возникшее на заре истории простое изображение лабиринта с петляющими
дорожками, неизменное, хотя и постоянно меняющееся, было знакомо многим культурам.
В отличие от простого лабиринта, в котором не было ни входа, ни выхода, но была
возможность выбора дорожек, настоящий лабиринт представляет собой извилистую
линию от входа к центру и иногда обратно. Примитивные формы лабиринта нередко
выкладывались из камней или прорезались в торфе, традиция жива и поныне. Происхождение
этого символа покрыто тайной. Упоминание о нем встречается в древнегреческих
мифах, самый известный — миф о Минотавре. Рисунок лабиринта можно обнаружить
на критских монетах, датируемых III в. до н.э.
С древних времен во многих культурах изображение лабиринта являло собой символ
священного центра, или омфала. Римские мозаики мостовых часто изображают лабиринт,
в центре которого находятся Тесей и Минотавр. Позднее в рисунок лабиринта был
включен христианский символ — крест. Он изображался на кафельном или мраморном
полу средневековых церквей. Замечательный образец такого узора находится в Шартрском
соборе во Франции. Эти лабиринты иногда имели конечную цель — Иерусалим, священный
город крестовых походов. В начале XX в. зулусы в Южной Африке делали на песке
узоры, подобные лабиринту, они изображали запутанную планировку изгороди, окружающей
хижину вождя племени, и частокола вокруг поселения.
Различные Культуры по-разному использовали лабиринт: как путь для ритуального
шествия, как площадку для танцев или как способ затруднить доступ к главной
цели. В скандинавском эпосе каменный лабиринт упоминается как обитель душ предков.
Стены лабиринта не давали им вырваться наружу и вмешиваться в дела живых. Однако,
если пройти по лабиринту к центру, то можно было пообщаться с духами. В документе
XVIII в. описывается назначение средневекового торфяного лабиринта в Сэфрон
УОЛ-ден, Англия: в центр становились молодые женщины, а их поклонники петляли
по извилистым тропинкам в поисках будущей невесты. В Пакистане и Исландии его
вырезали на дереве; в Мексике и Италии высекали на скалах; в Северной Америке
и Шри-Ланке его узор вплетали в ткань для одеял и в основу ивовых корзин; в
Скандинавии и Индии выкладывали из камней в пустынных местах или на побережье;
в европейских домах и церквах изображали на плиточном полу, а на Суматре даже
выкапывали в земле. И что удивительно: независимо от эпохи и края основная схема
претерпела лишь незначительные изменения. За последние 500 лет рисунок лабиринта
эволюционировал от традиционной единственной линии к более усложненным формам.
Живые изгороди в виде лабиринта упоминаются в рукописях с середины XV в. Самая
старая изгородь, посаженная еще в 1690 г., уцелела в Хэмптон Корте в Англии.
Выполнявшие сначала чисто декоративную функцию, лабиринты в садах в виде живых
изгородей постепенно становились все сложнее в композиционном отношении. Например,
лабиринт конца XVII в. (Версаль, Франция) был украшен статуями, изображавшими
персонажей басен Эзопа. Начиная с XIX в. под влиянием развития математики основной
узор стал еще более запутанным. В результате повсеместно появились хитроумные
лабиринты-головоломки в парках, на площадках для игр и занятий спортом. В XX
столетии мотив лабиринта используется в рекламе, компьютерных играх и фильмах.
Таким образом, лабиринт совершил полный оборот — от бронзового века к веку компьютерному.

Лабиринт Шартрского собора во Франции
служил для верующих дорогой покаяния. Кающиеся босиком или на коленях должны,
были пройти 150 м к центру круга, беспрестанно повторяя молитвы.
|