|
Жители древней Месопотамии, должно быть, особенно страшились злых сил. В
их сознании в понятие зла входили и демоны, и призраки умерших. Они верили в
то, что покойники, недовольные едой и питьем, оставленными им в качестве погребального
приношения, могут вернуться из загробного мира и наведаться домой. По их поверьям,
прежде всего возвращались те, кто умер насильственной смертью. Они завладевали
живыми людьми, проникая в их тела через уши.
Еще в начале 2000 г. до н.э. в Месопотамии верили, что враждебной человеку
магией занимались колдуны и колдуньи. Для разрушения их злых чар иногда использовались
цилиндрические печати. Такую печать, например из зеленого камня, вертели в руках,
приговаривая: «О колдун, пусть твое лицо завертится, как вертится эта печать,
и станет таким же зеленым».
Колдуны и ведьмы мастерили фигурки своих жертв, но этот способ колдовства
был опасен, поскольку любой мог сделать изображение самого колдуна или ведьмы
и сжечь его. Подобные магические ритуалы имели общее название «маклу», или сожжение,
проходившее под пение заклинаний.
Древние жители Двуречья считали проклятия чем-то материальным, способным
проникать в тело человека. При подозрении в совершенном над ним заклятии жертва
нанимала мага, который должен был определить его причину: дурной поступок, даже
совершенный неумышленно, отношение «проклятого» к родителям. Выяснялось, проливал
ли он кровь соседа, пил ли из посуды, принадлежащей другому «проклятому», могли
быть и иные причины. После этой процедуры маг давал клиенту луковицу, финик,
кусок рогожи и несколько клочков шерсти. Все это жертва должна была поочередно
разрывать на мелкие кусочки и бросать в огонь, произнося заклинание: «Подобно
шелухе луковицы, которую я бросаю в огонь, пусть сгинут с меня грех, злоба,
боль, которые я ношу в себе».
Месопотамские заклинатели применяли магию так называемого переноса. Если
у ребенка был жар, они три раза произносили заклинание, обтирали его куском
хлеба с головы до пят, а затем бросали хлеб собаке. Это должно было гарантировать
перенос болезни с ребенка на животное.

В Месопотамии маленькие резные цилиндры использовались в качестве
печати. На этом образце написана молитва, обращенная к Мардуку — божеству
защитнику ее владельца, и изображен сам бог. Позднее подобные печати стали воспринимать
как амулеты, способные уберечь владельца от неприятностей, связанных с потерей
имущества.
|