В течение шести столетий бытовала легенда о Туринской
плащанице, представляющей собой кусок ткани приблизительно 1х4 м, в который
было завернуто тело Христа после снятия с креста. На ней проступает смутное
изображение человеческой фигуры, которое становится более отчетливым на фотографическом
негативе. Ясно видны следы пыток и распятия. Плащаница появилась во времена
крестовых походов, когда паломники стали привозить с Ближнего Востока религиозные
сувениры. Холщовая плащаница была перевезена из Иерусалима в Константинополь
(теперь Стамбул), но в 1204 г., когда участники крестового похода разграбили
город, ее там не оказалось. В 50-х годах XIII в. француз Жофре де Шарни впервые
продемонстрировал плащаницу, якобы привезенную им с Востока. Епископ Труа счел
ее подделкой. Семья Шарни передала плащаницу графам Савойским. В настоящее время
она находится под строжайшей охраной в Туринском соборе.
Скептики выражают недоумение по поводу того, что о такой важной реликвии
никто нигде не упоминал в первые столетия истории христианства. Миссионеры церкви,
безусловно, с радостью приветствовали бы находку плащаницы. Кроме того, в описаниях,
относящихся к XV в., отмечалась яркость красок, а теперь изображение едва проступает.
Почему же холст сохранял яркость красок в течение 14 столетий, а затем всего
за 600 лет так резко полинял?
Так и пребывала бы в безвестности Туринская плащаница вместе с другими подобными
саванами (в 1822 г. скептик Колин де Планси насчитал их целый десяток), если
бы в конце XIX в. ученые не подвергли ее анализу и не заявили, что она вполне
может быть настоящей реликвией, но никакие исследования не ответили на вопрос,
как было нанесено изображение. Таким образом, ученые не смогли поколебать веру
в чудесное происхождение реликвии.
В 1988 г. последовал анализ с помощью радиоуглеродного метода датирования.
Небольшие фрагменты холста были отправлены в лаборатории Оксфорда, Цюриха и
Аризоны. С точностью до 95% анализ определил время изготовления плащаницы: 1260
1390 гг. Хотя некоторые считают подобный способ
датирования неубедительным, указанное время, несомненно, соответствует дошедшей
до нас истории появления реликвии.
В августе 1994 г. произошел неожиданный поворот этого сюжета. Немецкий историк
Хольгер Керстен и его соотечественник ученый Эльмар Грубер опубликовали книгу
«Заговор против Христа», в которой утверждается, что образцы ткани, подвергнутые
анализу, не имели никакого отношения к плащанице.

Несмотря на обескураживающие результаты анализов, до сих пор
кипят страсти вокруг Туринской плащаницы.
|