С древнейших времен животным нередко приписывали символическое значение.
В средние века чаще всего цитировался трактат «Натуралист», написанный во II
— V вв. В нем приводятся якобы научные, совершенно невероятные сведения, разъясняется
символическое значение животных и природных явлений. Позднее к подобным рассказам
добавлялись христианские нравоучения. Слово «бестиарий» для обозначения подобных
сборников было впервые введено в XII — XIII столетиях.
Некоторые из описываемых в бестиариях животных — исключительно сказочные
персонажи. К ним относится, например, грифон — существо с телом льва, с крыльями
и головой орла, враждебное к лошадям и способное разорвать человека на части.
У другого «комбинированного» мифического животного — мантикора — тоже тело льва,
но голова человека; у него три ряда зубов, кроваво-красные глаза, жало, как
у скорпиона, на конце хвоста. Это чудовище способно перепрыгивать через любые
препятствия и с удовольствием пожирает человеческую плоть.
Если верить легендам, на Востоке живет ослепительная птица феникс, символизирующая
возрождение. Ее жизнь длится больше 500 лет, и на всем свете одновременно существует
только одна такая птица. Чувствуя приближение конца, феникс строит гнездо из
благовонных листьев и пряных растений и сжигает себя. Из жидкостей ее тела появляется
червь, который постепенно вырастает во взрослую птицу несравненной красоты.
В бестиариях описываются и многие легко узнаваемые существа. Правда, часто
их наделяют необычными свойствами. Взять, например, сочетание доброты и злобы,
приписываемое ласке. По поверьям, зачатие у ласки происходит через ухо, а детеныши
появляются на свет изо рта; поэтому ласку считали символом непорочного зачатия
Христа Девой Марией, услышавшей слово Господне. Но в то же время ласку наделяют
и такими качествами, как хитрость и похоть. Говорили, что эти зверьки могут
превращаться в красивых женщин, которые заманивают мужчин, женят их на себе,
а после свадьбы становятся хищницами и развратницами.
Горностай символизировал чистоту и непорочность. Попав в грязь, он готов
скорее оказаться пойманным, но не испачкаться, спасаясь бегством. Королевские
мантии всегда были оторочены мехом горностая в знак незапятнанной чистоты.
В бестиариях отмечались как положительные, так и отрицательные качества каждого
животного. Например, петух, кукарекающий на навозной куче, воплощает греховную,
недостойную гордыню, но тот же петух, поющий на рассвете, демонстрирует бдительность
и осведомленность. Павлин символизирует тщеславие или гордость, но, поскольку
считалось, что его мясо не разлагается, он воплощал также бессмертие или воскресение
Христа.
К XV в. бестиарии стали использовать в морализаторских целях, их страницы
были испещрены цитатами из Библии. Сказочные персонажи были вытеснены реально
существующими животными, образы которых несли высокий нравственный заряд. Например,
читателю рекомендовалось обратить внимание на умного муравья: «Пойди к муравью,
ленивец, посмотри на действия его и будь мудрым» («Книга притчей Соломоновых»).
|