В морском сражении при Данно-уре близ японского порта Симоносеки в 1185 г.
клан Минамото уничтожил правящий дом Тайра, включая и малолетнего тэнно Антоку.
Даже спустя несколько столетий после этой битвы моряки боялись заходить в эти
места, опасаясь, что Тайра могут встать со дна моря и потопить их корабли. Местные
рыбаки рассказывали о призрачных парящих огнях дьявола и звуках битвы, приносимых
ветром с моря.
В то время в Симоносеки был возведен буддийский храм Амидадзи. Здесь возносили
молитвы об упокоении душ умерших. В память о малолетнем тэнно и членах его семьи
были воздвигнуты памятники. Однако, несмотря на это, их мятущиеся души продолжали
время от времени тревожить живых.
Слепой музыкант Хоичи, живший при храме в середине XVIII в., прекрасно исполнял
под аккомпанемент бивы (музыкальный инструмент вроде лютни) предание о сражении
при Данно-уре. Его интерпретация старинного сюжета стала столь популярной, что
неведомый ему погибший клан Тайра призвал музыканта, чтобы послушать его. Каждую
ночь вооруженный страж приводил Хоичи в уединенный особняк, где он развлекал
благородное семейство. Обеспокоенные ночными исчезновениями музыканта, служители
храма обыскали весь город и обнаружили его перед гробницей тэнно Антоку. Преклонив
колени, он с чувством декламировал строки предания перед огромным скоплением
огней дьявола.
В японской и китайской литературе встречается множество историй о простых
смертных, вступавших в общение с давно умершими людьми. Так, один китайский
студент довольно долго проводив восхитительные ночи в объятиях прекрасной и
таинственной женщины. В конце концов его друзья выяснили, что «особняк», который
он посещал каждую ночь, — всего лишь развалины, а его любовница уже несколько
столетий покоится на ближайшем кладбище.
В западной традиции умершие отправляются в рай или ад. Но в Азии границы
между царствами живых и мертвых не так строги. Пелена, отделяющая их друг от
друга, легко рвется, делая возможным общение между их обитателями. Эти связи
обычно довольно опасны.
|