В 1491 г. в монастыре г. Камбре на севере Франции произошла вспышка истерии:
монахини носились по полям, как собаки, взмывали в воздух, как птицы, подобно
кошкам, карабкались на деревья и подражали голосам разных животных. Первая жертва
эпидемии, Жанна Потье, передала безумие остальным монахиням. В конце концов
через одну из одержимых заговорил дьявол. Он сказал, что в монастырь его впустила
сама Жанна, она сожительствовала с ним с 9-летнего возраста и он неоднократно
и с удовольствием вступал с ней в противоестественные отношения с тех пор, как
она приняла монашество.
На основании этих показаний женщина была приговорена к пожизненному заключению
и умерла в возрасте 40 лет в тюрьме г. Камбре. Однако, по утверждению выдающегося
доктора Иоганнеса Вайера, на самом деле эти несчастные монахини нуждались в
медицинской помощи. В 1550 г. доктора Вайера попросили расследовать подобную
вспышку истерии в монастыре голландского города Увертет.
Началось все довольно безобидно: едва одна из монахинь села на ночной горшок,
как он вдруг выскочил из-под нее. Затем лица и конечности монахинь стали подергиваться,
начались судороги. Несчастных подняло в воздух, а затем они грохнулись на пол.
При попытках других обитательниц монастыря унять их, одержимые демонстрировали
неестественную силу, звериную ловкость, как монахини из Камбре.
Необходимо напомнить, что в те годы в монахини уходили не только глубоко
набожные женщины, видевшие свое призвание в служении Господу. В монастырь было
удобно упрятывать ненужных родственниц, провинившихся или просто непривлекательных
дочерей. Отсутствие мужского общества у девушек в том возрасте, когда они больше
всего нуждаются в нем, недостаток физических упражнений, периодические посты
и разнообразные формы налагаемого покаяния — все это сыграло отрицательную роль.
Несмотря на то что Вайер в конце концов пришел к заключению, что в эпидемии
истерии в Камбре и Увертете виноваты козни дьявола, жертвами стали монахини.
В качестве оправдания говорилось, что поведение Жанны Потье было спровоцировано
земной страстью к ее духовному наставнику.

В средние века многие монахини оказывались в монастырях по желанию
семьи, а не по собственному выбору. Это вызывало состояние стресса. Любая мелочь
могла вызвать взрыв истерии.
|