У индейцев навахо в юго-западной части США неистовая дрожь — это способ узнать
причину болезни или какого-либо несчастья. Представитель пострадавшего приходит
к опытному рукотрясу и договаривается с ним относительно времени и платы за
его услуги. В доме пациента рукотряс прежде всего посыпает «клиента» цветочной
пыльцой с головы до пят. Затем он покрывает пыльцой, символом роста, свои руки,
одновременно обращаясь с песнопением-молитвой к обожествленному существу — ящерице-ядозубу.
В это время руки, а затем и все тело трясуна начинают вибрировать. Считается,
что руками трясуна управляет дух ядозуба, и они должны указать на источник болезни,
на вора или на место, где находится потерянная вещь или можно найти воду.
Самая важная задача трясуна заключается в том, чтобы выяснить, какой ритуал
следует предписать больному для лечения.
Рукотрясы навахо мысленно сосредоточиваются на предмете поиска. Он осторожен,
внимателен, чувствителен и действует больше подсознательно. Один антрополог
наблюдал трясунов, говоривших общими, ничего не значащими фразами, внимательно
слушая и наблюдая при этом реакцию зрителей, пока не находят некий ключ, после
чего ведут себя уже по-другому. Пациент может даже подсказать ему ответ. Был,
например, случай, когда женщина стала вдруг трястись вместе с целителем. К концу
молитвы женщина поняла, что она так и не смогла преодолеть ужас, который испытала
однажды, когда около ее жилища молнией был убит молодой человек. Как только
этот случай восстановился в ее памяти, целитель предписал ей церемонию, которая
должна была избавить ее от страха перед молнией и позволила бы ей полностью
оправиться.
Подготовка к начертанию знаков на песке — часть церемонии, которая
начинается с дрожания рук.
|