В 1964 г., когда английская домохозяйка Розмари Браун что-то играла на фортепиано,
она вдруг почувствовала, что какая-то невидимая сила сковала ее пальцы. Она
увидела призрак Ференца Листа, который велел ей приготовить нотную бумагу и
ждать дальнейших указаний. Вскоре, несмотря на довольно ограниченное музыкальное
образование, она стала записывать музыку под диктовку не только Листа, но и
Шумана, Рахманинова, Бетховена, Шуберта, Брамса, Шопена, Баха и Грига. Игорь
Стравинский, по ее словам, тоже продиктовал короткий отрывок спустя 14 месяцев
после смерти в 1971 г.
Впервые о музыке г-жи Браун стало известно в 1966 г., когда она сыграла на
собрании спиритического кружка. Ее скромность и очевидная искренность произвели
впечатление даже на скептиков. А композиции напоминали музыку великих мастеров.
«Такую музыку можно подделывать только после многолетней учебы», — заявил английский
композитор Ричард Родни Беннет. С этим были согласны и другие музыканты. Талантливый
скрипач Иегуди Менухин сказал: «Каждая пьеса точно отвечает стилю соответствующего
композитора». Но и сторонники, и противники «феномена Браун» сходятся во мнении,
что ее музыка даже не приближается к шедеврам этих композиторов.
Наиболее суровые критики считали Розмари Браун шарлатанкой, напоминая, что
такие пианисты, как Либерас и Виктор Борж, нередко аранжировали современную
музыку в стиле великих мастеров. Другие задавались вопросом, не рождается ли
эта музыка в ее подсознании? Как сказал парапсихолог и музыкант классической
школы Д. Скотт Рого: «Психологическая наука весьма мало знает о наших творческих
способностях, о природе творчества и роли в нем бессознательного, поэтому проследить
подлинные истоки вдохновения, по существу, невозможно».
Анализируя ее композиции, музыковед Джеффри Гиббс усомнился в их происхождении
от великих маэстро «по техническим причинам». В одном случае он обнаружил «листовский»
фрагмент в малоизвестной пьесе Шопена — возможно, это было неосознанное заимствование.

Медиум Розмари Браун убеждена, что умершие композиторы диктуют ей свои новые
произведения. Ференц Лист впервые явился ей, когда Розмари было семь лет.
|