В основных религиях мира по-разному изображаются ад и рай. Различия касаются не только их местонахождения, описания и предназначения, но и размера. Представления о рае более абстрактны, в то время как ад рисуется во всех деталях. В индуизме и буддизме говорится о семи небесах — месте временного пребывания человека в цикле нового рождения. Согласно иудаизму, Адам восстановил рай на земле, а древние греки помещали его под землей. В более поздние времена рай переместился на небеса. Христианское представление о рае было навеяно взглядами древних иудеев и греков и долгое время блуждало между неким идеальным материальным миром и духовным царством, избавленным от земных забот. Из основных религий только ислам предлагает своим последователям небесные сады с едой, вином и чувственными наслаждениями. Души недостойных мусульман, которые пытаются пройти по мосту, ведущему в рай, попадают в ад. Но в Коране нет ничего о вечности ада. В иудейских священных книгах место вечного наказания конкретно не указывается, но 2000 лет назад в рамках религиозной традиции стала упоминаться геенна, где сдирали кожу, сжигали или топили в человеческих экскрементах грешников. В начале XVIII в. философы принялись доказывать, что такой взгляд несовместим с идеей милосердного Бога. В основе христианского отношения к аду лежит иудейская концепция. В Новом Завете мельком упоминаются «геенна огненная» или «плач и скрежет зубовный», однако художники и писатели постарались, чтобы страшные детали обросли плотью. В восточных религиях существует множество адских мест. Индусы верят, что душа должна попасть в ад для очищения перед реинкарнацией. Тибетские буддисты толкуют о восьми адах, а в классическом буддизме их только семь. Однако рекордное число принадлежит джайнизму — индийской аскетической религии, в которой насчитывается 8,4 млн. адских мест.
|