|
Индейцы сиу из племени дакота исполняют обряд, похожий на ритуал «трясущихся палаток» канадских алгонкинов. Ритуал «ювипи» используется для исцеления больных и поисков вещей. Слово «ювипи» обозначает маленький узелок с табаком, привязанный к веревке, которой опоясывают страдальца. Шаман поднимается на вершину холма, где молится, прося Вакатана — мистическую животворную силу — послать духов, чтобы исцелить больных. Перед совершением ритуала колдун очищается в парильне — покрытом шкурами и одеялами шалаше из стволов молодых деревьев. Шаман начинает обряд с молитв, обращенных к главным ипостасям Вакатана — Грому, Солнцу, Луне, Утренней Звезде, Орлу, Бизону, Скалам, Зверям и Лесу, протягивая каждому курящуюся священную трубку. Помощники набрасывают на него покрывало, которое затем стягивают веревкой, и усаживают посреди вигвама, рядом с приготовленными для духов приношениями. Вход занавешивается, бьют барабаны, и присутствующие поют заклинания. Подают голос шаманские погремушки, в полутьме вспыхивают искры. Барабаны умолкают, а шаман вступает в беседу с духами. Духи угощаются мясом из кипящего котла, а музыканты поют пиршественные песни. Пока больной стоит лицом к стене, погремушки носятся вокруг. Ритуал заканчивается тем, что погремушки и искры пускаются в пляс, подбирая разложенный на полу табак. Когда все стихает, шаман просит дать свет, и все видят, что он уже не связан, а сложенное покрывало лежит рядом с ним. Узелки с табаком и погремушки разбросаны, а земляной алтарь в беспорядке — все это якобы сделали духи. Исцеленный берет себе веревку с привязанными к ней узелками табака на память о том, что ему помогли духи. В заключение устраивается общий пир.
|