Первые европейские исследователи Нового Света сталкивались со многими удивительными
явлениями, и «трясущиеся палатки» занимают среди них не последнее место. Первое
письменное свидетельство принадлежит Сэмуелю де Шамплейну, основателю канадской
провинции Квебек.
В 1609 г., общаясь с гуронами, алгонкинами и другими индейскими племенами,
воевавшими против ирокезов, Шамплейн увидел, что они не выставляют на ночь часовых.
Ему объяснили, что «джоссакид», или колдун, предугадает действия неприятеля.
После того как из жердей и шкур соорудили прочный на вид вигвам, колдун заполз
внутрь и начал распевать заклинания. Вигвам стал дергаться взад и вперед.
В 30-х годах нынешнего века американский ученый Ирвинг Хэллоуэлл исследовал
подобные строения у индейцев оджибве на севере канадской провинции Манитоба.
Он описал шаманский вигвам, остов которого был сделан из трех еловых и трех
березовых жердей длиной 3 м, крепко вбитых в землю под углом, в основании они
образовывали круг диаметром 1 м. Жерди обвязали прутьями, охватывающими верхнюю
часть постройки, как обручи бочку. Каркас покрыли березовой корой, и, наконец,
привязали к вигваму копыта карибу, которые должны были стучать, когда строение
начнет дрожать. После захода солнца на глазах нескольких десятков зрителей колдун
заполз в вигвам, который стал трястись.
Шаманы сказали Хэллоуэллу, что обычно они сидят в вигваме, положив руку на
одну из жердей, а тряска начинается, когда приходят духи и усаживаются на верхних
обручах. Помощники раздали зрителям табак, чтобы приветствовать духов дымом
трубок. Дух песней объявлял, кто он — лось, рысь или кто-то еще. Особенно нетерпеливо
все ждали Большую Черепаху — духа, который говорил «гортанным и гнусавым голосом».
Присутствующие спрашивали духов о причинах несчастий и о судьбе дальних родственников.
Духи отвечали сразу или улетали, чтобы собрать сведения. Хэллоуэлл спросил о
здоровье отца, находившегося в далекой Филадельфии. Большая Черепаха отправился
разузнать, и дрожание вигвама прекратилось, но тряска возобновилась, когда он
вернулся, чтобы сообщить, что больному отцу «не стало хуже» — по приезде домой
Хэллоуэлл убедился, что так оно и было.
Хэллоуэлл рассказал, что мужчины, а иногда и пожилые женщины становятся шаманами
после того, как их четыре раза посетят духи. В каждой общине оджибве имеется
несколько колдунов, общающихся с поющими и трясущими вигвам духами. По мнению
Хэллоуэлла, шаманы выполняют эти ритуалы, не осознавая \ собственной активной
роли, что объясняется привычной верой в «трясущиеся палатки» и сильным желанием
помочь людям в беде.

Гравюра 1850 г. изображает индейские вигвамы.
|