ТРЯСУЩИЕСЯ ПАЛАТКИ

Первые европейские исследователи Нового Света сталкивались со многими удивительными явлениями, и «трясущиеся палатки» занимают среди них не последнее место. Первое письменное свидетельство принадлежит Сэмуелю де Шамплейну, основателю канадской провинции Квебек.

В 1609 г., общаясь с гуронами, алгонкинами и другими индейскими племенами, воевавшими против ирокезов, Шамплейн увидел, что они не выставляют на ночь часовых. Ему объяснили, что «джоссакид», или колдун, предугадает действия неприятеля. После того как из жердей и шкур соорудили прочный на вид вигвам, колдун заполз внутрь и начал распевать заклинания. Вигвам стал дергаться взад и вперед.

В 30-х годах нынешнего века американский ученый Ирвинг Хэллоуэлл исследовал подобные строения у индейцев оджибве на севере канадской провинции Манитоба. Он описал шаманский вигвам, остов которого был сделан из трех еловых и трех березовых жердей длиной 3 м, крепко вбитых в землю под углом, в основании они образовывали круг диаметром 1 м. Жерди обвязали прутьями, охватывающими верхнюю часть постройки, как обручи бочку. Каркас покрыли березовой корой, и, наконец, привязали к вигваму копыта карибу, которые должны были стучать, когда строение начнет дрожать. После захода солнца на глазах нескольких десятков зрителей колдун заполз в вигвам, который стал трястись.

Шаманы сказали Хэллоуэллу, что обычно они сидят в вигваме, положив руку на одну из жердей, а тряска начинается, когда приходят духи и усаживаются на верхних обручах. Помощники раздали зрителям табак, чтобы приветствовать духов дымом трубок. Дух песней объявлял, кто он — лось, рысь или кто-то еще. Особенно нетерпеливо все ждали Большую Черепаху — духа, который говорил «гортанным и гнусавым голосом». Присутствующие спрашивали духов о причинах несчастий и о судьбе дальних родственников. Духи отвечали сразу или улетали, чтобы собрать сведения. Хэллоуэлл спросил о здоровье отца, находившегося в далекой Филадельфии. Большая Черепаха отправился разузнать, и дрожание вигвама прекратилось, но тряска возобновилась, когда он вернулся, чтобы сообщить, что больному отцу «не стало хуже» — по приезде домой Хэллоуэлл убедился, что так оно и было.

Хэллоуэлл рассказал, что мужчины, а иногда и пожилые женщины становятся шаманами после того, как их четыре раза посетят духи. В каждой общине оджибве имеется несколько колдунов, общающихся с поющими и трясущими вигвам духами. По мнению Хэллоуэлла, шаманы выполняют эти ритуалы, не осознавая \ собственной активной роли, что объясняется привычной верой в «трясущиеся палатки» и сильным желанием помочь людям в беде.

Гравюра 1850 г. изображает индейские вигвамы.

предыдущая статья | назад | версия для печати | следующая статья