В 1609 г., когда в населенной басками области Лабур, во Франции, шла охота
на ведьм, инквизитор Пьер де Ланкр вынудил 17-летнюю Мари Дендарт сделать удивительное
признание. Девушка под пытками рассказала, что ночью 27 сентября она намазала
тело особой мазью и летала по воздуху. Она не могла показать эту мазь, так как
дьявол ее спрятал.
В средние века верили, что некоторые женщины летают «по ночам с Дианой, богиней
язычников... верхом на известных животных... преодолевая огромные расстояния».
Христианская церковь осуждала подобные суеверия. Но затем ее позиция изменилась.
В XIII столетии папа Александр IV приравнял колдовство к ереси, и к XVI в. всякого,
кто отрицал существование летающих по ночам ведьм, могли сжечь на костре.
У богини ведьм было много имен, но в ученых текстах ее обычно называют Дианой
или Артемидой. Ее храм в Эфесе, на территории нынешней Турции, был религиозным
центром древнего мира. На Си-цилии верили, что в четверг ночью последовательницы
Дианы оставляют свои тела и улетают плясать и веселиться с душами мертвых. Хорошим
хозяевам они приносили плодородие и изобилие и съедали оставленное для них угощение.
Церковь относилась в этим бестелесным путешественницам как к дьявольской
мерзости. В XVI—XVII вв. многие женщины сознавались, что летают на шабаши, где
встречаются с сатаной. Иногда летали и мужчины. В Швейцарии ведьмы совершали
перелеты верхом на волках, черных кошках и козах. Постепенно в число средств
передвижения стали входить стулья, лопаты, вилы и метлы, натертые волшебной
мазью, приготовленной из беладонны, аконита, болиголова и других ядовитых растений.
А жир для мази, как говорили, добывали из некрещеных младенцев и детей, украденных
из родительского дома или выкопанных из могил. Современные исследователи считают,
что эти воображаемые полеты были плодом -галлюцинаций, возникавших под воздействием
наркотиков.
В 1558 г. алхимик Джанбатиста Порта наблюдал, как ведьма натерлась мазью
и впала в транс. Придя в себя, она заявила, что летала, хотя Порта видел, что
ее тело оставалось на месте. В 1527 г. Авельянеда, служивший инквизитором в
баскской области Франции, пришел с солдатами на постоялый двор, чтобы подвергнуть
пытке подозреваемую. Женщину поместили в подвальное помещение. Она натерлась ядовитой
мазью, а затем подошла к окну. Затем она призвала на помощь дьявола, он явился,
взял ее и донес чуть не до самой земли. Когда один из насмерть перепуганных
стражников произнес имя Божие, и ведьма, и дьявол исчезли. Спустя два дня женщину
схватили в другом городе.

Персонажи Артура Рэкхема не похожи на ведьм из средних веков. Летали они
с помощью волшебной мази.
|