В 1632 г. на юго-западе Франции распространились тревожные слухи: в обители
урсулинок в Лудене семь монахинь одержимы дьяволом. В сестру-настоятельницу
Жанну Дезанж вселились целых семь демонов. Жертвами были женщины знатных фамилий,
благородного происхождения; одна из них, Клэр де Сазильи, была в родстве с кардиналом
Ришелье.
Вначале несколько монахинь, в том числе сестра Жанна, говорили, что им являлся
призрак недавно умершего исповедника обители. Затем в другом видении опознали
местного священника Урбэна Грандье. Красивый, не чуждый земных радостей, великолепный
собеседник, Грандье вызывал зависть у других клириков и восхищение монахинь.
Явление монахиням Грандье породило безудержную истерию; необузданное, непристойное
поведение женщин вконец расстроило размеренную жизнь обители. Священники, которые
пытались помочь несчастным, сразу предположили, что Грандье, мечтая о месте
исповедника, призвал на помощь дьявола.
Грандье поначалу легко отвергал обвинения в том, что монахини страдают по
его вине. Он надеялся, что нелепые слухи быстро рассеются. Так бы и случилось,
если бы не вмешался кардинал Ришелье. Во-первых, к делу была причастна его родственница,
а во-вторых, Ришелье считал Грандье автором анонимной сатиры, осуждающей деспотизм
кардинала.
Как только агент кардинала Жан де Лобардемон прибыл в Луден, разбирательство
превратилось для Грандье в кошмар. Священника обвинили в сговоре с дьяволом.
Его заточили в тюрьму, неоднократно пытали и признали виновным на основании
одних лишь показаний монахинь. В августе 1634 г. после страшных пыток Грандье
был сожжен на костре.
Автобиография сестры Жанны выдает эмоционально неуравновешенную натуру, прирожденную
актрису и хитрую интриганку. Она призналась, что голословно обвинила Грандье,
но было уже слишком поздно.
|