Каждый сентябрь со времен микенского царства и до 396 г. до н.э., когда храм
Деметры был разрушен, в древнегреческом городе Элевсин около 30 000 человек
посвящались в тайные обряды, называемые мистериями, в честь богини плодородия
Деметры и ее дочери Персефоны.
Мы не знаем, что лежало в основе этих ритуалов. К культу мистерий допускались
только посвященные, которые давали обет хранить тайну. Скрытый смысл мистерий
так и остался неразгаданным, но доподлинно известно, что в них могли участвовать
все, кто говорил по-гречески и не совершил убийства, и что посвященным сообщалось
нечто, обещавшее им блаженство в загробной жизни. Празднества начинались с омовения
в море около Афин, после чего процессия направлялась в Элевсин. Вечером в зале,
освещенном множеством факелов, вероятно, что-то декламировали и устраивали представление.
Возможно, то были сцены из жизни Деметры — поиски Персефоны, похищенной Аидом,
владыкой царства мертвых. Найдя свою дочь, Деметра согласилась, чтобы Персефона
проводила с ней часть года. Ее возвращение на землю символизировало весеннее
возрождение жизни.
Во время поисков Деметра в облике старухи остановилась в Элевсине и стала
няней у царского сына. Каждую ночь она клала ребенка в огонь, чтобы сделать
его бессмертным. 06 этом узнали, и тогда она открылась перед жителями города,
которые построили храм в ее честь. Именно здесь и проводились мистерии. Существует
легенда, будто во время Персидских войн (500—479 гг. до н.э.), когда жители
покинули окрестности Афин и Элевсина, сами боги продолжали устраивать мистерии.
По словам греческого историка Геродота (V в. до н.э.), персидские лазутчики,
пробиравшиеся к Элевсину, видели облако пыли и слышали громкие голоса целого
сонма богов. В тот же день в сражении в Саламинском проливе у берегов Аттики
персы были разбиты.
|