контакты | реклама | карта сайта | добавить в избранное

СОДЕРЖАНИЕ
ТАИНСТВЕННЫЙ ИЗВИЛИСТЫЙ СИМВОЛ

Возникшее на заре истории простое изображение лабиринта с  петляющими дорожками, неизменное, хотя и постоянно меняющееся, было знакомо многим культурам. В отличие от простого лабиринта, в котором не было ни входа, ни выхода, но была возможность выбора дорожек, настоящий лабиринт представляет собой извилистую линию от входа к центру и иногда обратно. Примитивные формы лабиринта нередко выкладывались из камней или прорезались в торфе, традиция жива и поныне. Происхождение этого символа покрыто тайной. Упоминание о нем встречается в древнегреческих мифах, самый известный — миф о Минотавре. Рисунок лабиринта можно обнаружить на критских монетах, датируемых III в. до н.э.

С древних времен во многих культурах изображение лабиринта являло собой символ священного центра, или омфала. Римские мозаики мостовых часто изображают лабиринт, в центре которого находятся Тесей и Минотавр. Позднее в рисунок лабиринта был включен христианский символ — крест. Он изображался на кафельном или мраморном полу средневековых церквей. Замечательный образец такого узора находится в Шартрском соборе во Франции. Эти лабиринты иногда имели конечную цель — Иерусалим, священный город крестовых походов. В начале XX в. зулусы в Южной Африке делали на песке узоры, подобные лабиринту, они изображали запутанную планировку изгороди, окружающей хижину вождя племени, и частокола вокруг поселения.

Различные Культуры по-разному использовали лабиринт: как путь для ритуального шествия, как площадку для танцев или как способ затруднить доступ к главной цели. В скандинавском эпосе каменный лабиринт упоминается как обитель душ предков. Стены лабиринта не давали им вырваться наружу и вмешиваться в дела живых. Однако, если пройти по лабиринту к центру, то можно было пообщаться с духами. В документе XVIII в. описывается назначение средневекового торфяного лабиринта в Сэфрон УОЛ-ден, Англия: в центр становились молодые женщины, а их поклонники петляли по извилистым тропинкам в поисках будущей невесты. В Пакистане и Исландии его вырезали на дереве; в Мексике и Италии высекали на скалах; в Северной Америке и Шри-Ланке его узор вплетали в ткань для одеял и в основу ивовых корзин; в Скандинавии и Индии выкладывали из камней в пустынных местах или на побережье; в европейских домах и церквах изображали на плиточном полу, а на Суматре даже выкапывали в земле. И что удивительно: независимо от эпохи и края основная схема претерпела лишь незначительные изменения. За последние 500 лет рисунок лабиринта эволюционировал от традиционной единственной линии к более усложненным формам. Живые изгороди в виде лабиринта упоминаются в рукописях с середины XV в. Самая старая изгородь, посаженная еще в 1690 г., уцелела в Хэмптон Корте в Англии. Выполнявшие сначала чисто декоративную функцию, лабиринты в садах в виде живых изгородей постепенно становились все сложнее в композиционном отношении. Например, лабиринт конца XVII в. (Версаль, Франция) был украшен статуями, изображавшими персонажей басен Эзопа. Начиная с XIX в. под влиянием развития математики основной узор стал еще более запутанным. В результате повсеместно появились хитроумные лабиринты-головоломки в парках, на площадках для игр и занятий спортом. В XX столетии мотив лабиринта используется в рекламе, компьютерных играх и фильмах. Таким образом, лабиринт совершил полный оборот — от бронзового века к веку компьютерному.

Лабиринт Шартрского собора во Франции служил для верующих дорогой покаяния. Кающиеся босиком или на коленях должны, были пройти 150 м к центру круга, беспрестанно повторяя молитвы.

предыдущая статья | назад | версия для печати | следующая статья

ФОТОГАЛЕРЕЯ
СТАТИСТИКА

on-line

статей на сайте: 517

фотографий на сайте: 359

АНОНСЫ СТАТЕЙ

COPYRIGHT © 2006-2007 GIlnur.

All rights reserved. Перепечатка материалов сайта только с письменного разрешения редакции. При цитировании активная ссылка на www.anamalia.ru обязательна.

Хостинг предоставлен компанией www.viahost.ru

Публикация документов, представленных на сайте, не преследует за собой никакой коммерческой выгоды. Но такие документы способствуют быстрейшему профессиональному и духовному росту читателей и являются рекламой бумажных изданий таких документов. Все авторские права на данные документы сохраняются за правообладателем. Любое коммерческое и иное использование кроме предварительного ознакомления запрещено.

КАТАЛОГИ

Rambler's Top100

Страница создана за 0.0211 сек.