Римляне достаточно настрадались от войны с Ганнибалом и попытались отыскать
путь к победе. По совету сивиллиных книг, полных пророчеств, они доставили в
Рим священное каменное изваяние Кибелы, великой анатолийской матери-богини гор
и плодородия. Морское путешествие из Песинунта (в современной Турции) прошло
без приключений. Однако б апреля 204 г. до н.э., достигнув Остии, порта в устье
реки Тибр, корабль сел на мель.
Огромная толпа собралась, чтобы приветствовать богиню. Простолюдины и аристократы
— все взялись за веревки, пытаясь вытянуть корабль, но уровень воды был слишком
низок из-за продолжительной засухи, и он не сдвинулся с места. Люди дрожали
от страха, что это происшествие напророчит несчастье. Здесь же в толпе стояла
Клавдия Квинта, прекрасная дева-весталка; она была остра на язык, легко вступала
в шутливые перебранки с мужчинами, и поэтому ее обвинили в нарушении торжественной
клятвы. Весталки были жрицами-девственницами, которые служили Весте, богине
домашнего очага. В их обязанности входило поддержание священного огня в круглом
храме богини. Весталка давала обет целомудрия, и если обнаруживалось, что он
нарушен, ее казнили, хороня заживо. Именно такая беда нависла над Клавдией Квинтой.
Римский поэт Овидий описывает, как Клавдия окропила себя речной водой, подняла
ладони к небу и, преклонив колени, молилась богине Кибеле о каком-либо знаке,
который станет свидетелем ее непорочности. Толпа решила, что она сошла с ума,
но когда Клавдия поднялась с колен и взялась за веревку, тяжело груженый корабль
стал медленно освобождаться от засосавшего его ила. Сопровождаемые бурными прославлениями,
и богиня, и весталка были доставлены в Рим.

Дева-весталка отвечала за то, чтобы, не гас священный огонь в
храме Вести. В продуваемом ветрами Риме это было нелегким делом.
|