Танцующие женщины в пьесе Еврипида «Вакханки» называют себя стремительными
гончими вихря безумия. Историк Павсаний, видевший танцовщиц и говоривший с ними,
так их определил: «Те, кто становится безумным в честь Диониса». В греческой
мифологии Дионис был богом вина и виноделия (в римской мифологии ему соответствует
бог Бахус) и воплощал интуитивную, спонтанную сторону бытия. Его почитание отличалось
оргийным характером и экстатическим весельем. Женщины-вакханки танцевали с нечеловеческой
энергией и одержимостью, увлекая за собой новых приверженцев. В конце концов
они падали в изнеможении и тут же засыпали.
Истоки необузданных плясок вакханок в строгих религиозных, ритуальных танцах.
С древнейших времен танец был групповым действием, магическим обрядом, с помощью
которого люди стремились добиться военного успеха или получить хороший урожай.
У аборигенов Америки, Австралии и Новой Зеландии существуют традиционные пляски,
посвященные разным праздникам или обращению к божеству с просьбой о помощи.
В Италии и Швейцарии, в Германии и на Балканах — везде люди рассматривали танец
как избавление от болезней. Монгольские шаманы неистовыми телодвижениями отпугивали
демонов, насылающих болезни.
У многочисленных народов пляски были частью повседневных обрядов, торжественных
ритуалов, к ним обращались во времена несчастий и нужды. Некоторые формы ритуальных
танцев дожили до сегодняшнего дня, иногда они неистовы настолько, что доводят
до припадков и заканчиваются разнузданной оргией. Если танец продолжался долго
и человек терял контроль над собой, его поведение совершенно менялось. Танцоры
вуду с острова Гаити верили, что в некоторых из них во время танца вселяется
божество.
К такому одержимому относились с уважением. Произносимые им слова окружающие
воспринимали как слова божества, видения считались пророческими прозрениями
будущего. В некоторых культурах, например в Вест-Индии и Латинской Америке,
одержимым мог быть любой. Однако у многих племен состояние одержимости было
привилегией шаманов и жрецов, которые убеждали соплеменников в том, что говорят
от имени их бога. Таким образом, если поначалу танец выражал просьбу, например
обильного урожая, позже он превратился в самоцель. Людям хотелось испытать необычные
эмоции, не связанные с повседневностью. Выход энергии при танце сопровождается
усилением психической деятельности. Подобно «неистовым женщинам» из пьесы Еврипида,
танцующий, как считалось, находился в состоянии священного умопомешательства
и получал сверхъестественные способности.

Танцующие почитатели Диониса в экстазе хватали животных и разрывали
их на части. Внутри кубка для вина изображена менада — мифологическая спутница
Диониса.
|