В апреле 164 г. в китайской провинции Шаньси с неба с грохотом, подобным
грому, начали падать камни. Но худшее было впереди. 19 июля того же года в провинции
Хэнань нашли мертвого стометрового дракона. Низвержение с небес и смерть дракона,
символа императорской власти, были дурными предзнаменованиями.
Придворный оракул Сян Кай предупредил императора Хуаня, что ему следует пересмотреть
свои порочные методы правления. В противном случае его ожидает либо смерть,
либо бунт. Эти слова не произвели впечатления на императора, и он посадил Сян
Кая в тюрьму за дерзость.
В древнем Китае вселенная воспринималась как единство земли, неба и человечества.
Небо считалось благосклонным, и император, как Сын неба, был посредником между
небом и землей, а также представлял род человеческий. Кроме того, император
нес ответственность за свой народ, а небо одобряло или не одобряло его действия,
посылая знамения.
Сначала неодобрение посылалось с небес слабыми знамениями: появлением комет
или солнечными затмениями. Если они проходили незамеченными, то небеса посылали
строгие предупреждения в виде землетрясений, наводнений или же сильных пожаров.
Если и это не помогало, то небо полностью лишало императора своего расположения,
что вело к его смещению или смерти.
Если же небо было довольно правлением императора, то посылало на землю благоприятные
знаки в виде дракона, птицы феникс, лисы о девяти хвостах или дерева, у которого
ежедневно прибавлялось по листу. Конечно же, добрые знамения встречались реже
дурных. Это означало, что правителю следовало быть весьма осмотрительным: толкование
знамений превратилось в один из немногих рычагов, помогавших чиновникам держать
абсолютную власть императора под контролем.
На свою беду император Хуань, по-видимому, зашел слишком далеко, оберегая
свою жизнь. Он умер в 167 г. в возрасте всего лишь 35 лет. Сян Кай был выпущен
из тюрьмы и удостоился больших почестей от нового императора.

В китайской мифологии драконы олицетворяли добро и отгоняли злых
духов.
|