Вера в то, что жизнь в какой-то форме продолжается и после смерти, возникла
на заре человеческого общества. Неандертальцы, населявшие Европу и Азию 120
000—35 000 лет назад, не бросали умерших сородичей, а заботливо хоронили их,
часто оставляя возле тела еду и орудия труда.
В некоторых пещерах долины реки Везер на юго-западе Франции можно видеть
явные свидетельства того, что доисторический человек пытался проникнуть в тайну
смерти. В пещере Мутье найдено захоронение подростка. Он лежит на боку, под
головой у него кремневые орудия, под рукой топор, в яме разбросаны обуглившиеся
кости быка. Эти предметы должны были обеспечить умершего всем необходимым в
загробной жизни. По-видимому, так же заботились о мертвых и неандертальцы на
территории нынешнего Узбекистана. Здесь в горной пещере было обнаружено захоронение
мальчика, умершего около 50 000 лет назад. Могила представляет собой неглубокую
яму. Вокруг головы умершего в землю воткнуты пять пар рогов горного козла.
Несмотря на многие находки подобного рода, ученые продолжают спорить, действительно
ли неандертальцы хоронили своих мертвых в соответствии с определенным ритуалом,
и если да, то почему. Некоторые антропологи опровергают мнение, будто неандертальцы
верили в загробную жизнь. Они обращают внимание на ряд находок, свидетельствующих,
что неандертальцы обращались с умершими и менее почтительно. Например, обнаружены
сожженные человеческие останки в хорватской части Крапины, а в Пиренеях останки
были найдены бесцеремонно сваленными в кучу, подобно хламу.
Но все эти контрдоводы не опровергают того факта, что неандертальцы, по крайней
мере в некоторых местах обитания, хоронили умерших и задумывались о существовании
жизни за порогом смерти.
|