В основе древнеегипетской религии лежала вера в способность слова — правильно
написанного слова — оказывать магическое воздействие в потусторонней жизни.
Особые молитвы и заклинания тщательно записывались и затем помещались в усыпальницы,
чтобы облегчить переход в мир иной. Иероглифы древнейших египетских заупокойных
молитв, так называемые «Тексты пирамид», высечены на внутренних стенах гробниц
и датируются приблизительно 2500 г. до н.э. Некоторые из этих записей — предсказания.
Царь Унас, например, должен был стать секретарем бога солнца, и его повседневные
обязанности были детально перечислены в заклинаниях.
Во времена Среднего царства (2040— 1640 гг. до н.э.) для богатых и высокопоставленных
людей заклинания записывались на деревянных саркофагах. Они известны как «Тексты
саркофагов». В эпоху Нового царства (1550—1070 гг. до н.э.) эти тексты были
видоизменены, дополнены и в таком виде объединены в сборник «Книга мертвых».
Свитки папируса, сопровождавшие умершего, содержали выдержки из этой книги,
иногда до 170 заклинаний, часто прекрасно иллюстрированных. Излюбленным сюжетом
была сцена взвешивания сердца в зале правосудия перед богом Осирисом. На одну
чашу весов помещалось сердце усопшего, а на другую — перышко, символизирующее
правду и справедливость. Отвратительное чудовище поджидало грешника, чье сердце
оказывалось тяжелее. Но если сердце усопшего весило меньше, он мог наслаждаться
счастливой загробной жизнью.

Стены погребальной камеры, и ведущего в нее коридора пирамиды
Унаса покрыты надписями. Это «Тексты пирамид», древнейшие образцы магических
текстов.
|